Трижды зачатый, да на костях заложенный

 

Оренбург, ул. Николаевская – ныне центральная улица города – Советская

Город Оренбург основан 19(30) апреля 1743 года. До этого его дважды закладывали в других местах. Первый раз специальная экспедиция, называвшаяся в целях обеспечения секретности «известной», заложила Оренбург у впадения реки Орь в Яик 31 августа 1735 года. Начальником ее был инициатор освоения края, обер-секретарь Сената И. К. Кирилов. Город по ряду причин сразу строить не стали, но Оренбургом некоторое время называли малую крепость, заложенную 15 августа, и предназначавшуюся для прикрытия будущего города с востока. Из этой крепости позже появился город Орск, теперь это, так называемый, «старый город». В 1737 году экспедицию переименовали в Оренбургскую комиссию, начальником которой, в связи со смертью И. К. Кирилова, назначен был известный административный деятель и ученый В. Н. Татищев. Он пришел к заключению, что место для административного центра края не удобно, так как оно слишком удалено и «все нужное к жительству получать туда принуждено с великим трудом и дороговизною», к тому же оказалось, что в большое половодье местность заливается. По его представлению, но уже в его отсутствие, в 1739 году начали подготовку к строительству Оренбурга у урочища Красногор; 6 августа 1741 года заложили его, произвели некоторые работы, но строить не начали из-за спора между инженерами о необходимости некоторого изменения расположения города. Новый начальник комиссии, контрадмирал и тайный советник И. И. Неплюев, прибывший весной 1742 года на место службы, нашел расположение города у Красной горы неподходящим, и летом 1742 года выбрал то, где сейчас расположен исторический центр Оренбурга. История подтвердила правильность этого выбора. Более двух с половиной веков спустя Оренбург остается административным и хозяйственным центром обширной территории.

Оренбург. Набережная р. Урал (Яик)

Строился он как город-крепость, как опорный пункт линий крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России; Одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами востока, что, в первую очередь, предполагало торговлю. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут и казармы, и артиллерийский двор, и пороховые погреба, и военные учреждения, гостиный и меновой дворы, таможня.

Город и крепость строились одновременно. Крепостная ограда — земляной вал — в плане представлял собой овал с выступающими из него десятью бастионами и двумя полубастионами. Вал начинался на набережной, там, где сейчас установлено орудие как памятник обороны Оренбурга во время гражданской войны.
Центр во многом сохранил без изменений старинную планировку, которая сама по себе уникальна и является памятником русского градостроения по регулярным принципам. План построен на двух взаимно перпендикулярных осях с центральной площадью на их пересечении, часть которой сейчас застроена, а другую занимает Ленинский сад. На этих осях был построен почти опиравшийся на овал крепости прямоугольник, улицы которого имели рокадное значение. Остальная уличная сеть спланирована так, что улиц, пересекающих весь город как с севера на юг, так и с запада на восток, оказывается мало. Такой прием способствовал бы усилению обороноспособности крепости на случай прорыва в город. Большинство улиц не доходило до центра и главных осевых улиц. Когда составлялся проект, такие улицы вместе с их геометрическим положением понималась как одна, и название соответственно давалось одно.

Параллельное употребление двух названий — явление обычное при переименованиях, но есть случаи, когда на ряду с официальным употребляется народное: главную улицу часто называют Большой. В Оренбурге так называли современную Советскую, тогда Губернскую, во второй четверти XIX века переименованную в Николаевскую. В Оренбурге же есть пример, когда народное название пробивает себе дорогу и становится официальным. Это касается улицы, носящей имя Максима Горького, а до этого называвшейся Водяной. В первые годы существования города она официально называлась Проезжей, затем, в 1760 году — Яицкой, по воротам, находившимся на ее западном конце, где проезжали на переправу. Около ворот сквозь вал была построена большая труба для стока воды из крепости. На плане 1951 года ворота носят названия Яицких, а в текстовом приложении к плану сказано: «караульная у Водяных ворот». Так в официальном документе появляется слово «водяной». После Крестьянской войны 1773–1775 гг. в связи с переименованием Яика 15(26) января 1775 года улица и ворота стали называться Уральскими. Но народное название Водяной продолжает жить и вытесняет официальное. На плане 1836 года уже читаем: «Уральская, или Водяная», а в дальнейшем улица везде называется только Водяной. Действительно название очень меткое, и не потому, что здесь провозили воду из реки (ее можно было возить и через западные ворота, если она доставлялась в северную половину города), а потому, что здесь неслись потоки талой и дождевой воды с большей части города: ведь у ворот было самое низкое место в крепости, и улица шла ниже других. В этом, вероятно, причина того, что Водяная улица была первой и долгое время единственной мощеной улицей города.

продолжение следует …

Запись опубликована в рубрике Мой край. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>