Боевые искусства в течение всей жизни – это мой дух!

СугавараСенсей Тэцутака Сугавара – один из интереснейших мастеров современности. Некогда, начав практиковать Айкидо как учи дэши Морихея Уэсибы, он затем узучал Тэнсин сёдэн Катори синто-рю под руководством Отакэ сенсея и Годзю-рю Каратэ-до под личными наставлениями Мияги сенсея. Кроме того, в течение многих лет Сугавара сенсей интенсивно проводил «обмен боевыми искусствами» с мастерами материкового Китая, представляя там Айкидо и Катори синто-рю и изучая наиболее интенсивные направления китайских боевых искусств. Это позволило ему глубоко постигнуть общую суть различных традиционных боевых искусств, реализовав ее в собственной практике. 

Институт боевых искусств Сугавары[1] (Япония) выпускает обширную серию книг, созданных ведущими мастерами японских и китайских стилей боевых искусств. Некоторые подходы по Сого будо (синтетическому изучению различных стилей боевых искусств в едином ключе) Сугавара сенсей изложил в своей книге «Айкидо и китайские боевые искусства», написанной в соавторстве с китайским мастером Син Лученем и американским учеником сенсея Марком Джонсом. Два тома этой книги – «Фундаментальные взаимоотношения» и «Практика оружия» изданы на русском языке.

Вопрос: Почему Вы решили практиковать одновременно несколько стилей боевых искусств?

Сугавара: Одного недостаточно.

Вопрос: Одного недостаточно? Что это значит? Одного Айкидо недостаточно?

Сугавара: Айкидо нуждается в расширении для лучшего понимания.

Вопрос: Вы думаете, что если практиковать совместно техники тела и оружия, это может принести наибольшую пользу?

Сугавара: Да, заниматься необходимо не только техниками тела. Если будут практиковаться только они, то результатом станет требование силы, силы и еще раз силы. В итоге – лишь наращивание мышц. Но крупные, накачанные мышцы не смогут двигаться достаточно быстро.

Вопрос: И техника оружия может изменить эту тенденцию?

Сугавара: Да, и особенно здесь полезна концентрация. Если сконцентрировать дыхание, мышцы и сознание воедино, тогда можно очень быстро изменять боевую ситуацию.

Вопрос: Как Вы практикуете каратэ среди ваших боевых искусств?

Сугавара: Я уже давно практикую Каратэ, а также занимаюсь исследованием его происхождения из южно-китайских боевых искусств. Вообще же, сначала я изучал Айкидо, но техника оружия преподавалась в Айкидо на не слишком высоком уровне, и потому я вступил в Тэнсин сёдэн Катори синто-рю – самую классическую из традиционных японских школ фехтования. В ней я изучил применение многих видов боевого оружия. Затем мне стало нужно глубокое развитие ударной техники, и я вступил в Годзю-рю Каратэ-до. Позже я также опубликовал книги по Айкидо и Катори синто-рю, а также книги по Годзю-рю, работая совместно с ведущими мастерами. Эта работа тоже помогла мне изучить глубже суть этих искусств. В Годзю-рю очень хорошо поставлена практика объединения силы, дыхания и концентрации. Такова, например, тренировка в сантин, которую я изучал по личным объяснениям Мияги, сына Основателя Годзю-рю. Но… если практиковать только Каратэ, то тренировка опять-таки может привести лишь к тренировке мышц. А поэтому к этой тренировке должна быть добавлена практика оружия. В бою необходимы более быстрые движения. И оружие очень полезно в этом отношении. Тайцзицюань – более мягкий, но в нем доведена до совершенства теория. Движения Айкидо очень практичны, но сама теоретическая основа движения развита очень слабо. Поэтому я использую теорию Тайцзицюань, а также техники этого стиля в моем Айкидо. Чтобы объединить их в будущем.

«Если сконцентрировать дыхание, мышцы и сознание воедино, 
тогда можно очень быстро изменять боевую ситуацию.»

Вопрос: Не каждый японский мастер занимается таким глубоким изучением боевых искусств Китая… Чем было вызвано Ваше решение изучать именно их?

Сугавара: Я не решал. Но поскольку, изучая Каратэ, я посещал Китай много раз, сначала ради изучения корней мастерства Годзю-рю первых поколений, корней самой школы Годзю-рю, которые находятся в провинции Фуцзянь, то познакомился со многими видами китайских боевых искусств. Практически, окинавское Каратэ – это южный стиль китайского бокса. Поэтому, когда у меня появилась возможность, я много работал с замечательными китайскими мастерами различных стилей, изучая их движения и техники, в особенности, стили внутреннего направления Ушу и южные стили Ушу.

Вопрос: Таким образом, Ваша нынешняя практика боевых искусств включает в себя многие стили, практикуемые совместно: Айкидо, Катори синто-рю, Тайцзицюань, Годзю-рю Каратэ-до, южно-китайские стили… Но в Ваших движениях трудно распознать тот или иной стиль.

Сугавара: Я не включал сначала техники Каратэ в Айкидо. Но после изучения Тайцзи и многолетней его практики, мой стиль изменился очень естественно. Не при помощи моей головы. Мое тело стало двигаться абсолютно естественно, объединяя Айкидо, китайские боевые искусства и Тайцзицюань. И также моя техника оружия – с ней случилось то же самое.

Вопрос: То есть, можно сказать, что Ваша техника существенно поменялась после глубокого изучения тайцзицюань?

Сугавара: Основа, база для меня – ситуация Айки. В поиске ответа на вопрос: «Каким образом гармонизировать ситуацию?», заключалось мое стремление к мастерству. Концентрация, тайминг, умение принимать правильную дистанцию и изменять ее при помощи гибкости коленей – вот цели.

Вопрос: Стиль, которому Вы обучаете, Вы называете «Айкидо». Но многие люди учат под тем же самым названием «Айкидо» несколько иному, нередко не очень похожему на боевое искусство.

Сугавара: Стойка Айкидо – стойка традиционных боевых искусств. Основатель Айкидо учил меня этому. И потому, практикуя только современные Будо – Кендо, Дзюдо, Каратэ-до – трудно достичь необходимого уровня мастерства. Стойка в них часто очень специальная, в соответствии с узкими требованиями соревновательного спорта – в Кендо, к примеру, пятка левой ноги всегда поднята, и всегда только правая ханми. В Дзюдо выгоднее быть толстым, здоровым партнером. Они используют, главным образом, физическую силу. В Каратэ-до акцент сейчас ставится только на прямые атаки – вперед, вперед, вперед, так же, как и в спортивных стилях Ушу. Поэтому необходимо тщательно отбирать те виды боевых искусств, чья совместная практика даст наилучший результат.
Если объединить многие техники – оружия, тела, концентрации – и включить в свою практику эти виды тренировки, Ваше тело станет очень цельным, оно изменится оптимальным образом. Оно станет не таким, как если бы Вы занимались рестлингом, например, где в результате тело становится массивным. Практика оружия не даст телу измениться подобным образом. Поэтому, в широком смысле, итоговая цель – это здоровье.

Вопрос: В течение Вашей тренировки Вы очень часто акцентируете внимание на концентрации. Что Вы понимаете под концентрацией? Почему она так важна?

«Основа, база для меня – ситуация Айки. В поиске ответа на вопрос: 
«Каким образом гармонизировать ситуацию?», заключалось мое 
стремление к мастерству.»

Сугавара: Если потерять концентрацию, мы не сможем жить! Концентрация очень важна. К примеру, в буддизме и в других религиях – то же самое. Молитва – это, по своей сути – концентрация. Всегда. Поэтому, многие точки необходимо сконцентрировать в своем сознании – не только цель или мишень, не только работу рук или ног, но и все позади и по сторонам, не только Вашего оппонента, но и всех прочих людей вокруг. И потому всегда нужно думать о своем соседстве, о том или тех, кто Вас окружает. Если Вы думаете, к примеру, что для кофе Вашего соседа нужны сливки, то это понимание – тоже концентрация. Если я беру чайную ложку, Вы понимаете, что мне нужен сахар. Если я встаю, чтобы пойти куда-то, Вы должны это понять. Так Вы можете понять мой дух – его нынешнее состояние. Всегда думайте о других, тех, кто вокруг, и это также будет практикой концентрации.

Вопрос: Неужели возможно практиковать концентрацию при помощи чайной ложечки?

Сугавара: Да. К примеру, Основатель Айкидо, взяв палочки для еды, находился в состоянии полной концентрации. Одно состояние концентрации сменялось другим. Когда Вы кушаете, еда сначала находится у Вас во рту, затем она спускается вниз, и нужно сопровождать это процесс концентрацией. Так же, как и в практике йоги. Так же, как и в боевых искусствах. Если я использую оружие, я концентрируюсь на том, где и какой частью оружия я атакую, где расположен его конец. И, прежде всего – глаза. Концентрация выражается во взгляде.
И в технике тела: очень важна работа ног. Затем глаза. Плечи. Колени, прочее… Работа ног очень важна, поскольку ноги поддерживают наше тело. Видение ситуации и работа рук также очень важны.

Вопрос: Существует много точек зрения на то, как именно нужно смотреть на оппонента. Вы рекомендуете видеть глаза. Объясните, пожалуйста, Ваш подход.

Сугавара: Глаза? Глаза – это первая ступень тренировки концентрации. Первая ступень. Кто-то никогда не смотрит в глаза. Но для начинающих необходима именно такая тренировка – видеть глаза оппонента. В них можно прочесть его намерения и отреагировать адекватно.

Вопрос: Одна из особенностей Вашего стиля – гибкие колени. Вы используете колени для изменения дистанции, так?

«Цель нашей тренировки – здоровье. Общее здоровье души и тела. 
А поэтому – тренировка в течение всей жизни, образование в течение 
всей жизни, боевые искусства в течение всей жизни – это мой дух!»

Сугавара: Так.

Вопрос: Многие, напротив, используют стойки с жестко стоящими ногами. Почему для вас гибкие колени так важны?

Сугавара: Изменение дистанции очень важно. Оружие оппонента не может меня достать на правильно подобранной дистанции, но мое оружие может достать его. И это очень полезно – умение вытягивать тело, которое достигается как раз благодаря гибкости коленей.
И если у Вас жесткие колени и локти, то при продолжении тренировок в таком жестком стиле Вам вскоре понадобятся хирургические операции. Слишком много шоковых воздействий будут получать как локти, так и колени. Многие мастера каратэ оперировались по пять раз и более.

Вопрос: Эта концентрация – в чайной ложечке, мече, работе ног – та же, что и в дзэн-буддизме?

Сугавара: Та же самая.

Вопрос: Можно сказать, что суть боевых искусств – та же, что и в дзэн и других религиях?

Сугавара: Да, та же. Концентрация – общий смысл религии и боевых искусств.

Вопрос: А как насчет Омото Кё – религии М. Уэсибы и О. Дэгучи?

Сугавара: Я не практиковал Омото Кё, и потому не смогу адекватно описать эту религию.

Вопрос: Можно ли сказать, что одной из важнейших целей боевых искусств является концентрация?

Сугавара: Цель боевых искусств? Нам всегда нужна концентрация. Не только во время тренировки или медитации. Концентрация нужна в течение всей нашей жизни. Когда мы становимся старше, если продолжать практику концентрации и растяжки тела, то мы сможем долго сохранять здоровье и эффективно практиковаться до самой смерти.

Вопрос: Значит, боевые искусства помогают сохранить здоровье и в зрелом возрасте?

2015_Happy_birthday_Sensei

Сугавара: Да. Цель нашей тренировки – здоровье. Общее здоровье души и тела. А поэтому – тренировка в течение всей жизни, образование в течение всей жизни, боевые искусства в течение всей жизни – это мой дух!

С сенсеем Сугавара беседовал Янис Поединков
Журнал «Гунфу» № 1, 2002

Запись опубликована в рубрике Айкидо с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>