Почему Беловку — «Беловкой» прозвали

В знойной степи строилась крепость,  строился и город.  Его

спуск. 70 годы XX в

спуск. 70 годы XX в

жителям тягостно было переносить «оренбургский дождик»,  когда не было спасения от зноя и пыли,  когда песок хрустел на зубах…

Военный губернатор граф Эссен первым решился вступить с

гауптвахта и Введенский собор. конец XIX в.

гауптвахта и Введенский собор. конец XIX в.

природой в бой — он потребовал от всех домовладельцев перед своим домом иметь палисадник,  а каждому жители «мужского полу»,  начиная с двенадцати лет,  высадить определенное количество деревьев и ухаживать за ними.  За выполнением своего приказа следил очень строго. Но растить деревья было трудно — городу не хватало воды. Эссен даже подумывал об устройстве водопровода…

гауптвахта. Осень 2010 г.

гауптвахта. Осень 2010 г.

Изнуренные зноем и пылью жители тянулись к реке и  в Зауральную рощу. Но та была не благоустроена. Эссен приказывает инженеру генерал–майору Бикбулатову возглавить работы по реконструкции  Зауральной рощи — проложить аллеи, произвести подсадку  деревьев, выбрать и «облагородить» места под общественные пляжи. Его стараниями Зауральная роща вскоре становится любимейшим местом отдыха горожан. И на долгие годы! В выходные и праздничные дни здесь звучала музыка военных оркестров,

мост через Урал. конец XIX в.

мост через Урал. конец XIX в.

посетителей веселили специально отобранные солдаты–песенники. Каждое лето «европейский» берег  узеньким свайным мостом соединялся с «азиатским». Рядом с мостом была устроена купальня, здесь же выдавались прогулочные лодки. От широкой аллеи, ведущей к Большой поляне, была проложена целая сеть более мелких.  И все они солдатами регулярно посыпались песком. Вдоль сохранившейся и поныне Старицы идет аллея, обсаженная деревьями, по преданию — высаженными еще при Эссене. Крутой, обрывистый берег тоже

мост через Урал. 70 годы XXв.

мост через Урал. 70 годы XXв.

подвергся реконструкции — по нему к Уралу был сделан крутой спуск–лестница. Чуть левее, прямо от Елизаветинских ворот (о Елизаветинских воротах планируется отдельный рассказ) шла лестница, состоявшая из отдельных маршей в шесть–восемь ступеней и промежуточных площадок между ними для отдыха. В годы Великой Отечественной войны он был еще в числе действующих (сейчас этот «старый спуск» реконструирован, но, как говорят старожилы города, потерял свой шарм – раньше он был деревянный, а ныне – каменный!).

современный мост через Урал.

современный мост через Урал.

Женщины и дети, тяжело нагруженные дарами бахчевых и картофельных делянок, поднимались по нему «в гору». Параллельно этой лестнице, чуть правее, шла пешеходная тропа, по которой велосипедисты тянули вверх свою огородную поклажу (несколько лет назад рядом с этим местом был построен фуникулер. Можете представить недоумение гостей города когда предлагаешь прокатиться им на фуникулере! Первый вопрос – Откуда? Второй – Как? Или Где? И только потом – Зачем?).

фуникулер!

фуникулер!

Неоднократно подвергалась реконструкции и набережная, но наиболее это стало заметно тогда, когда местные купцы на нее «глаз положили». Везло, правда, не всем — частые пожары уничтожали все дотла… Говорят, что наиболее удачливым был купец Белов — человек почти неграмотный, но исключительно сообразительный и предприимчивый. Он выкупил залоговые обязательства у вдовы купца–погорельца, прежнего арендатора

ресторан "Поплавок"

ресторан "Поплавок"

набережной, разбил цветочные клумбы; рядом со старым спуском, у Елизаветинских ворот, поставил павильон–беседку, где продавались прохладительные напитки — после затяжного подъема они пользовались повышенным спросом: во рту–то становилось сухо! На сваях, прямо над обрывистым берегом, соорудил ресторан с «пятачком» в центре зала; то было место для музыкантов. И дело у него пошло! Прямо от ресторана он

Елизаветинские ворота. Осень 2010 г.

Елизаветинские ворота. Осень 2010 г.

проложил еще один пологий спуск без ступенек, змейкой

доходивший почти до реки. Этот ресторан дожил до наших дней с укоренившимся у его постояльцев названием — «Поплавок»! Снесли его относительно недавно (в конце 60 годов XX в).

До сих пор стойко держится в народе название бульвара «Беловка». Название «бульвар имени Свердлова»  присвоенное этому месту в Советское время  в народе так не прижилось, а  Беловка есть Беловка!

граница! Мост в Европу... или в Азию.

граница! Мост в Европу... или в Азию.

Запись опубликована в рубрике Мой край с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>