Размышления о…

Культура в воинских искусствах – о японской культуре в современном будо.

rejВ международном сообществе будо имеет место диалог на тему о том, есть ли необходимость и дальше сохранять в практике разнообразные внешние атрибуты японской культуры. Приводится следующий аргументы: самые разные виды будо сегодня практикуют по всему миру, и в мире есть мастера, которые могут сравниться с лучшими японскими мастерами. Зачем нужен японский язык во французском или бразильском додзё? Зачем эта странная и несовременная униформа? Зачем нужно кланяться, заниматься босиком и соблюдать иерархию и этикет, нефункциональные и сбивающие с толку?Да просто затем, что без этих атрибутов у нас останется только борьба, только обучение тому, как наиболее эффективно убивать других людей и успешно выживать в битве.

Zemanta Related Posts ThumbnailПри некоторых условиях преследование именно этих целей имеет очень большой смысл –в вооруженных силах или спецслужбах, при проведении боёв без правил. Внешние атрибуты, требуемые той или иной культурой, здесь были бы не только излишними, но и опасными.

Однако мир будо очень ярко и совершенно оправданно выходит далеко за пределы арен такого рода, и вопрос о культурных атрибутах правильнее адресовать более широкой и разнообразной аудитории. Многие из практикующих будо одинаково комфортно чувствуют себя в обоих мирах. Они приняли для себя, что в японском будо есть что-то такое, что они считают столь же необходимым, как практическая эффективность искусства ближнего боя. Этим «что-то» является сущность японского будо.

Критической точкой здесь является проблема выбора. Этот выбор делает даже будока, рождённый и выросший в Японии, хотя ему-то не приходится выбирать культуру, которая просто является частью его жизни. Находясь на службе, он время от времени ходит по помещению без обуви. Весь день он кланяется коллегам и живет внутри нескольких хорошо очерченных и хорошо понятных ему иерархий. Он делает выбор только в том, тренироваться ему или нет. И как каждый человек, он выбирает и определяет для себя ту степень духовности, которую он готов принять для себя из своей культуры.

dojo-shomen-1Додзё – а для большинства из нас это просто тренировочный зал – обязано своим происхождением и определением почитаемому месту внутри буддийского храма, где практиковали «Путь» (До), будь то медитация, каллиграфия или воинские искусства. Поэтому с самого начала в японском будо присутствовали духовные интонации, которых нет в воинских традициях большинства других культур. И здесь снова нужно выбирать – даже японцу – какую степень этой духовности он готов включить в свои занятия.

Вопрос о духовности в воинских искусствах порождает и другие. Понимаем ли мы духовность в том смысле, что мы приближаемся к глобальным вопросам существования вообще и их смыслу и даже вступаем в сферу действия японских ками (духов) и богов? Тогда это перекликалось бы с трудными для понимания поэтическими отступлениями основателя айкидо Морихея Уесибы и его речитативами, выражающими его связь с духами, что приводило в замешательство даже самых близких его учеников так же, как и квазирелигиозные рассуждения о будо – например, о том, что тренировки в будо – это молитва.

Но, может быть, духовность в будо – это просто выковывание боевого духа, символизируемое сражающимися китайскими монахами Шаолиня из преданий, перемешанных с мифами, которые на весь мир прославили воинские искусства Азии? Этот аспект духовности обращает наше внимание к сюго, аскетическим практикам, которые символизировали тренировки Уесибы под водопадом или с мечом на снегу. Часто говорят о том, что японские будо приводят к единству тело, разум и дух. С точки зрения духовности это можно понять как искру в душе, которая заставила героев фильма Хладнокровного Льюка или Горного Балба, раненных и терзаемых болью, сойти со сцены, чтобы потом рискнуть еще раз войти в жерло пушки.

2nzf1yvjozcДуховность в этом смысле воплощает внутренний огонь человека, который ставит героев от Гомера до Куросавы перед лицом смерти или поражения без мыслей о победе или о последствиях. Тогда в концепции духовности японского будо присутствует дуальность. Являются ли они взаимодополняющим кругом инь-ян или просто совпадением двух интерпретаций английского слова «дух»? Для понимания сущности японского будо это на самом деле значения не имеет – как, согласно объяснению средневекового иудейского ученого Мойше Маймонида, не имеет значения, существовали ли Вселенная всегда, как утверждал Аристотель, или была создана согласно древнеиудейской Книге Бытия.

Область духовного является важным элементом будо и очень многообразна. Исчезла бы эта область, если бы японская культура была удалена из будо? Почти наверняка. Сохранилась бы лишь та часть, которая в любых воинских искусствах воспитывает жестокость.

Духовность в будо, как и объект многих поисков хей-дзё-син (постоянное спокойствие и невозмутимое состояние ума) – ценнейшее качество, которое развивается долгими годами тренировок. Они не могут быть достигнуты интенсивным путем – путём, возможным при изучении техник. Это просто когда-то с кем-то случается. С кем-то отчетливее, чем с другими. С кем-то раньше, чем с другими. И существует ещё один парадокс, который пронизывает будо – эти качества на самом деле являются побочным продуктом тренировок, порождающих их. Вы просто узнаете духовность и хей-дзё-син, когда их видите.

fb_img_1470949744041-1Еще одним противоречивым аспектом японского будо являются понятия дзюцу и до. Первоначально представленные западному пониманию работами Донна Драгера, они до сих пор являются предметом различных толкований и споров. Дзюцу – это воинское искусство, стиль боевых техник; до – это путь воина, жизненный поиск, заключающий в себе бесконечную дорогу к личному совершенствованию. Многие настаивают на том, что это деление не нужно, что оно больше значит для не-японских последователей будо, чем в самой Японии. Тем не менее есть айкидо и есть айкидзюцу. Есть иайдо и иайдзюцу. Существовали ли бы эти названия, если бы различия не было?
Сенсей Чак Кларк из Дзиюсинкай Айкибудо определи это различие следующим образом. Если вы занимаетесь этим в додзё, это дзюцу, если вы постоянно живете этим – это до. Мне нравится это определение. И если бы нам пришлось убрать из наших тренировок японскую культуру, мы убрали бы и возможность идти по Пути – До. Это – специфичное японское мышление. Каллиграфия, аранжировка цветов, приготовление чая – эти земные дела совершенно обычны во многих культурах мира. Даже в среде японцев они часто выполняются как рутинные процедуры.

Но ступите на Путь сёдо (каллиграфия), икебана (аранжировка цветов) и чяною (чайная церемония) – и вы попадете в другой мир. Ни один из иностранцев, каким бы малочувствительным он ни был, никогда не забудет свое первое участие в чайной церемонии. Адептов пути выполнение действий переносит далеко за пределы этого мира, но никогда – за пределы данного Момента. Они идут по пути точно так же, как мастера воинского искусства, демонстрируя преданность форме, точности, равновесию, красоте осознания и исполнения. Любой из этих путей для тех, кто им следует – это метафора жизни. Когда я впервые увидел меч, меня не поразила мысль о боевых искусствах – но вот за несколько лет до этого я был поражен изумительной грацией и точностью чайной церемонии, которую выполняла на склоне Фудзиямы Хироми Кацумата.

чяноюВ тот вечер в деревне Суяма Хироми позволила каждому из членов моей семьи выполнить чяною, доверив неумелым варварам свои бесценные принадлежности.

Насколько это трудно? – подумал я тогда. Чёрт возьми, это всего лишь приготовление чая, и я только что видел, как она это делала! Разумеется, мы все знали, как это может быть трудно и какой я глупый и неуклюжий. И всё же даже эта краткая попытка позволила мне хотя бы на мгновение ощутить опыт чяною.

Когда через десять лет я снова посетил Японию, я встретился там со старшим братом моего друга. Этот пожилой господин имел высокий ранг в кендо и иайдо. После того, как мы опустошили большую бутылку саке и провели незабываемый вечер, осматривая его коллекцию мечей, которая могла бы украсить любой музей, сенсей Маюми вышел, а затем вернулся с одним мечом – подарком для меня. Он сказал, что наш дух соединился, и заставил меня пообещать, что когда я вернусь во Флориду, я буду практиковать и айкидо, и иайдо. Так началось мое путешествие в мир иайдо, которое продолжается уже 14 лет. И не было ни одного мгновения, когда я, вкладывая этот иайто (меч для иайдо) за оби, не чувствовал бы рядом с собой присутствие сенсея Маюми, и всегда, когда я пытался выполнить то или иное упражнение с точностью и изяществом, мне помогала Хироми-сан. И так будет всегда.

Когда я вхожу в наше или в любое другое настоящее додзё, я оставляю внешний мир за дверями. Я испытываю чувство, которое испытывает большинство людей, входя в церковь. Когда я переодеваюсь в одежду для тренировок и надеваю эту архаическую хакама, я превращаюсь в другого человека. Я уже не потрепанный жизнью, забрызганный грязью и перегруженный тяжелой работой крестьянин – я превратился в искателя Пути. Я не буду настолько нахальным, чтобы называть себя воином, однако все же в этот момент начинают превалировать именно воинские реалии того, что меня окружает. Я нахожусь в особом месте, чтобы принять участие в изучении особого искусства, и имею счастье быть с особыми людьми, которые прошли через ту же трансформацию. И когда я совершаю поклон, уходя с татами, где я занимался айкидо, или из зала, где я занимался с мечом, я уношу это в свою обычную жизнь.

poeziya-tankaУберите из будо японскую культуру – и поэзия станет прозой. Возможно, прозой яркой и эффектной, но не лучшим образом изменившейся и ограниченной. А во всех культурах те, кто следовал особому Пути, были поэтами.

 

Гилхэм Гил
Источник: AikidoJournal

Перевод Е. Петровой
Ассоциация айкидо айкикай Сибири и Дальнего Востока
http://www.singitai.ru

Запись опубликована в рубрике О разном с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>